История геометрического орнамента

История геометрического орнамента

История геометрического орнамента

История геометрического орнамента

Геометрические формы человек воспринимал и создавал задолго до первых проявлений его художественной деятельности. На ранних эпох первобытного общества в процессе труда и развития рук и мозга, в процессе познания окружающей действительности у человека возникали и закреплялись представления о форме предметов, об их пропорциях, о цвете, симметрии и ритме. С симметрией человек сталкивался часто: ею обладают животные и сам человек, она присуща листьям, цветам, плодам, чешуйкам рыб, раковинам и т. д. Создавая орудия из камня, человек старался придать им симметричную форму, так как это было целесообразно.

ornaments_bladeЗубцы на костяных гарпунах палеолитический охотник также располагал иногда симметрично. В позднем палеолите появляются кремневые орудия имеющие правильные очертания, и в зависимости от треугольной, ромбической, трапециевидной и других форм сечения пластинки. Строго симметричными являются орудия неолитической эпохи, имеющие по краям одинаковые заостренные выступы. К ритму, подобному орнаментальному, человек привыкал, изготовляя и надевай ожерелья или браслеты из нанизанных на ремешок или шнурок раковин, плодовых косточек, зубов животных, рыбьих позвонков и т. д. Все это вместе взятое подготовило почву для так называемого геометрического орнамента, который мог появиться без участия и помимо творческой фантазии. Но снимать полностью ее значение все же не следует. Расположение орнамента на предметах быта, его цветовая и композиционная стороны, появление различных вариантов узоров, создание новых, нередко более сложных мотивов, все это — явления художественного порядка, отрицать которые едва ли кто-либо решится.

Каким бы путем ни появились отдельные, повторяющиеся фигуры, имеющие геометрические очертания, какой бы смысл им первоначально ни придавался, возникший геометрический орнамент представлял собой не только серию знаков, но приобретал и качественно новое значение: он становился элементом художественной культуры народа и подчинялся закономерностям ее развития.

Если вообще допустить, что элементы геометрических украшений — треугольники, четырехугольники, круги, волнообразные, зигзагообразные и спиральные линии — не существовали с самого начала в представлении доисторического человека, как отвлеченные математические формы, а были внесены в его воображение извне, то все-таки допущение это не исключает того, что геометрические украшения, однажды развившись, очень скоро стали повторяться и разрабатываться, именно как геометрические формы, и на тон ступени искусства, которая ими пользовалась, превратились на самом деле в чисто геометрическую игру линий.

Многие этнографы полагают, что только на поздней стадии своего развитая, в связи с утратой представлений, связанных с отдельными мотивами, они становятся лишенным смысла орнаментом. Орнамент всегда имеет свой смысл. Декоративную ценность орнамент не утрачивает даже в том случае, если полностью теряет свое практическое значение, свои названия, свои первоначальные зооморфные пли технические основы: у такого орнамента остается еще эмоциональное содержание. Как вид декоративного искусства он продолжает играть воспитательную роль в обществе, прививает и развивает художественный вкус, чувство ритма, придает предметам, окружающим человека, более красивую внешность.

Геометрический орнамент некоторых народов, утратил свое прежнее значение в таком случае отдельные его мотивы, чем-либо напоминающие конкретные предметы, животных, части их тела или внешние покровы, получают соответствующие названия, не всегда, впрочем, устойчивые.

Сходство узоров с зооморфными или антропоморфными фирмами, уверенность, что эти узоры действительно изображают человека, животных или какие-либо предметы быта, растения, явления природы и т. д., может привести к тому, что эти узоры окажутся дополненными новыми деталями, усиливающими подмеченное сходство это процесс переосмысления и оживления старых геометрических узоров.

История изучения орнамента

История изучения орнамента

История изучения орнамента

Орнамент, как и любой другой материал (например, материал по антропологии, археологии, языку), должен быть подвергнут предварительной научной обработке и классификации. Каждый вид исторических источников, в их числе и орнамент, требует своих, особых приемов обработки, которые вместе с приемами анализа составляют методику его исследования.

Надо признать, что, несмотря на обилие орнаментального материала и проявляемый к нему интерес, существует еще много неясного в отношении приемов изучения орнамента. Это обстоятельство, служит иногда причиной недооценки итого источника и далее отказа от его изучения.

Также следует сказать, что ни в одной другой области, пожалуй, не было построено столько априорных теорий, гипотез, высказано соображений и разного рода предположении. Хотя мысли еще не утратили полностью своего значения и в наши дни, следует все же сказать, что за последние 40—50 лет изучение народного орнамента значительно продвинулось вперед. За это время было опубликовано не только много нового, во многих отношениях очень ценного материала, но выдвинуты были новые приемы его изучения, а некоторые прежние приемы подверглись справедливой критике. Особенно ценными следует признать попытки выяснения происхождения отдельных орнаментальных систем, их развития во времени, сопоставления их с древними системами, заметное расширение рамок сравнительно-исторического изучения орнамента. Но достигнутые в этом направлении успехи не следует преувеличивать, поскольку методика изучения орнамента все еще продолжает оставаться недостаточно разработанной, а это обстоятельство не может не отражаться на качестве исследований.
Рассмотрим, какими приемами пользуются исследователи, ставящие своей задачей выяснение путей развития орнамента у отдельных народов.
Известно, что народный орнамент представляет собой относительно устойчивый элемент художественной культуры, сохраняющийся на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Эта особенность значительно облегчает сравнительное изучение материала и позволяет сопоставлять современный орнамент с древним даже в тех случаях, когда звенья между тем и другим утрачены или до настоящего времени не выявлены. Но у орнамента есть и другая сторона, затрудняющая его изучение. Входящие в его состав мотивы на протяжении своего существования не остаются неизменными. Они усложняются или упрощаются, утрачивают одни черты и приобретают другие. Некоторые мотивы могут при этом совсем исчезнуть. Процесс постепенного преобразования орнамента протекает обычно в очень замедленном темпе.
Нет необходимости доказывать, какое важное значение для историка имеют данные, раскрывающие пути сложения и развития орнамента, а также те приемы ретроспективного анализа, с помощью которых этот процесс реконструируется.

Эволюция орнамента

Эволюция орнамента

Эволюция орнамента

Наблюдения показывают, что старые формы какого-либо орнаментального мотива сохраняются и нередко воспроизводятся наряду с более новыми его формами. Сопоставление тех и других позволяет с большей или меньшей степенью вероятности восстанавливать процесс постепенного изменения орнамента. Это составляет основу эволюционного метода, получившего широкое признание в мире.

У многих этнографов сложилось убеждение, что всякий геометрический орнамент произошел путем последовательного и постепенного упрощении зооморфных, реалистических или стилизованных изображений. Что процесс обязателен и составляет одну из закономерностей развития народного орнамента.

Укреплению такой точки зрения немало способствовало то обстоятельство, что превращение реалистических изображений в геометрические фигуры было обнаружено у ряда народов — в Полинезии, Индонезии, Северной Америке. Однако как бы широко ни был распространен указанный процесс, он не может считаться обязательным для всякого орнамента. Эволюция орнамента отнюдь не представляет собой явление общего порядка. В ряде случаев безупречны и сами приемы реконструкции и построения. Вот почему эволюционный метод подвергается критике.

Там, где мы имеем дело с различными вариациями родственных мотивов, процесс эволюции не вызывает особых сомнений. Но бывает и так, что орнамент состоит из одних лишь геометрических узоров, простых или сложных, происхождение которых совершенно неясно. Тем не менее некоторые исследователи пытаются все же осмыслить их как реалистические в своей основе, предлагая явно фантастический, ничем не доказанный путь их развития от какого-либо зооморфного или иного прототипа.